Как объяснить ребёнку, что у мамы или папы протез: советы от психолога центра «Орто-Инновации Москва»


22/05/2025


Когда в семье появляется человек с протезом, это меняет не только его самого, но и близких — в том числе детей. Маленькие члены семьи замечают перемены раньше, чем нам кажется, и если не говорить с ними открыто, у ребёнка могут возникнуть тревога, недоверие или даже страх.

В этой статье мы собрали рекомендации психологов центра «Орто-Инновации Москва» о том, как правильно рассказать ребёнку о протезе родителя, не навредив, а наоборот — поддержав и укрепив доверие.


 1. Почему важно говорить с ребёнком?

Молчание создаёт пространство для фантазий. И дети, особенно младшего возраста, склонны додумывать самые страшные сценарии. «Папа стал железным», «мама теперь не может меня обнять», «он сломался, как игрушка» — всё это реальные детские мысли, с которыми к нам приходили семьи.

Когда взрослый не говорит, ребёнок чувствует:

  • что с ним не делятся важным;

  • что что-то страшное происходит;

  • что доверие в семье под угрозой.

Разговор, наоборот, возвращает контроль и делает родителя по-прежнему близким и понятным.


 2. Как начать разговор?

Лучше всего — спокойно и в повседневной обстановке. Не делайте из этого трагедии или отдельного торжественного события.

Пример:

«Ты заметил, что у папы теперь есть специальная рука. Это называется протез. Он помогает мне двигаться и делать то, что раньше было сложно».

Важно:

  • не использовать пугающие слова («ампутация», «травма», «инвалид»), особенно с малышами;

  • объяснять простыми словами, с фокусом на том, что протез помогает, а не заменяет.


 3. Отвечайте честно — но дозировано

Если ребёнок задаёт вопросы, не уходите от них. Но отвечайте по возрасту.

  • 3–5 лет: «Папа потерял ногу, и теперь у него есть особая, чтобы ходить. Она помогает ему, как волшебная».

  • 6–9 лет: «Мама попала в аварию, и врачи сделали всё, чтобы она могла снова двигаться. Эта рука — современное устройство, которое ей в этом помогает».

  • 10+ лет: уже можно объяснить подробнее — но без давления, с возможностью задать встречные вопросы.


 4. Подчеркните: мама и папа не изменились внутри

Одна из частых детских тревог — «а папа теперь другой?». Важно проговаривать, что любовь, характер, привычки, забота — остались прежними. Упомяните, что несмотря на внешние изменения, это всё тот же человек, которого ребёнок знает и любит.

«Я по-прежнему могу тебя обнимать, играть и читать сказки. Просто теперь у меня есть помощник — мой протез».


 5. Вовлеките ребёнка в процесс восстановления

Если родитель проходит реабилитацию, делает упражнения или учится пользоваться протезом — расскажите об этом ребёнку. Не нужно драматизировать, достаточно показать участие:

  • Можно вместе выбрать чехол для протеза.

  • Попросить ребёнка «подать» что-то во время тренировки.

  • Посмотреть вместе видео, где люди с протезами танцуют, бегают, путешествуют.

Так ребёнок увидит, что это не ограничение, а путь вперёд.


 6. Следите за эмоциями ребёнка

Иногда дети не сразу проявляют страх или вопросы. Но могут:

  • замкнуться,

  • чаще болеть,

  • избегать контакта с родителем,

  • проявлять агрессию.

Если вы замечаете такие сигналы — не игнорируйте. Лучше вовремя поговорить с детским психологом, особенно если ребёнок младше 7 лет или сильно переживает перемены.


 Что говорят наши психологи?

«Открытый разговор — это инвестиция в эмоциональное здоровье всей семьи. Протез — это не только про тело, но и про отношения. И когда ребёнок чувствует, что всё можно обсудить — он чувствует себя в безопасности».


 Мы рядом

В центре «Орто-Инновации Москва» мы работаем не только с пациентами, но и с их семьями. У нас есть психологи, которые готовы помочь в непростые моменты: объяснить, поддержать, настроить на сотрудничество и внутри семьи, и с медицинскими специалистами.

Если вы не знаете, как начать разговор с ребёнком — приходите. Мы поможем сделать это спокойно, бережно и с любовью.


Читайте также:

Оставить заявку

+7(495) 18-51-911